mmxApp - разработка новых composer дополнений

19 апреля в Белграде прошла встреча разработчиков, на которой я рассказал про создание новых composer-only дополнений.



По старой традиции, заодно предложил и готовое решение для этой разработки, как уже было с modExtra и App.

Новый проект называется mmxApp, и предназначен для локальной разработки в Docker на Linux и MacOS.

Давайте посмотрим небольшую демонстрацию:



Что происходит на этом видео?
  1. Клонируем проект из репозитория
  2. Создаём файл с настройками
  3. Переименовываем проект из mmx-app в mega-ultra-app
  4. Запускаем контейнеры Docker
  5. Устанавливаем MODX внутрь контейнера PHP
  6. Заодно ставится и наше новое дополнение
Теперь можно начинать разработку.

Логика работы


Используется 4 контейнера Docker:
MariaDB для базы данных.
Node для фронтеда.
Php-Fpm для бэкенда.
Nginx для вывода этого всего у вас в браузере.

Новое приложение лежит в корне проекта под указанным именем mega-ultra-app. При старте Node и PHP контейнеров, оно монтируется им в корень файловой системы.

Дальше из этой точки приложение устанавливается внутрь MODX при помощи Composer через символическую ссылку. Таким образом, когда вы что-то меняете в исходных файлах снаружи Docker, оно сразу меняется в точке монтирования и внутри сайта.

Но это только исходники, нужно же создать дополнение внутри MODX: пространство имён, плагины, чанки, и всё такое. Для этого используются встроенные CLI скрипты установки и удаления — там нет ничего сложного, просто работа с базой данных.

На мой вгляд, это сильно проще сборки старого транспортного пакета.

Фронтенд


Фронтенд работает с теми же исходниками, но внутри своего Node контейнера.

Я предлагаю использовать Vite вместе с Vue 3 и Bootstrap 5, что даёт нам возможность подключать фронтенд в режиме для разработки с горячей заменой модулей (HMR). В принципе, ничего не мешает использовать React вместо Vue, или любой другой фреймворк.

Для унификации своих дополнений я уже выпустил готовую Vue библиотеку с интеграцией в админку MODX @vesp/mmx-frontend. Просто устанавливаете как зависимость, затем берёте её конфиг и расширяете. mmxForms уже так и делает.

Плагин


Плагин является просто ссылкой на метод handleEvent внутри основного класса App и по умолчанию нужен для двух операций:

  1. Вывод страницы дополнения в админке, путём подмены контроллера на лету с регистрацией js и css.
  2. Обработка запросов в API от админки и, если нужно, публичного сайта.
Скрипты фронтенда могут регистрироваться в двух режимах: разработка и продакшн. Логика такая: если в директории assets/dist дополнения лежит файлик manifest.json со ссылками на собранные файлы, то используем их — это продакшн.

Если такого файла нет, то пробуем подключиться к порту 9090 контейнера Node, для загрузки файлов сервера разработки Vite.

Таким образом, можно при разработке иногда собирать фронтенд для проверки разрмера файлов и скорости загрузки продакшен версии. А потом удалять manifest.json и снова работать с HMR.

Бэкенд


Серверная часть основана на моей библиотеке vesp/core, и основная логика находится в App->run():
  1. Запрос прилетает на адрес, совпадающий с namespace вашего дополнения, например /mega-ultra-app/....
  2. Выставляются маршруты в методе setRoutes().
  3. Если запрос соответствует маршруту, запускается соответствующий контроллер.
  4. В ответ отдаётся JSON, с которым и работает Vue приложение.
Контроллеры должны быть наследниками Vesp\Controllers\Controller. Для работы с таблицами исользуются модели Eloquent.

В mmxApp лежит пример работы с таблицей items: миграция, модель и контроллер — так что можно надобавлять всего по образу и подобию, наделать маршрутов и организовать работу с любыми сущностями.

Сниппеты и Чанки


У меня сниппет ссылается на метод App->handleSnippet(), по той же логике, что и плагин. Подключает js и css в нужном режиме и в качестве ответа выводит только элемент для монтирования фронтенд приложения.

Понятное дело, что это просто пример, использовать Vue на публичном сайте вовсе необязательно. Можно делать всё по старинке обычными чанками вообще без подключения скриптов и стилей — это уже вам решать.

Публикация дополнения


Когда мы создали все свои модели, таблицы, контроллеры и прочее, наступает время выгрузить новое дополнение для установки на сайтах. Обязательно соберите фронтенд перед выгрузкой — юзеры не смогут подключиться к вашему контейнеру с Node!

Дальше 2 варианта: публичное или приватное приложение.

Для публичных используем репозиторий на Github, а потом указываем его ссылку на packagist.org.



Приватные проекты хранятся в приватных репозиториях, и для доступа к ним вам нужно будет настроить свой composer.json по инструкции.

Заключение


Вот такой коротенький рассказ про разработку новых дополнений. Теперь у вас больше нет причин не пробовать разработать что-то по-номому!

Вот готовый код, скрипт для переименования в ваш уникальный проект — дальше можно воплощать любую фантазию и публиковать готовый пакет для распространения.

Ваше дополнение не обязано быть публичным. Оно запросто может быть уникальным, сделанным под заказ для клиента, и управлять всеми нужными для него вопросами.

Например, я уже сделал таким способом небольшой магазин для одного заказчика. Раньше там было оформление заказов через FormIt и SimpleCart, а теперь собственный компонент:



Я снова могу разрабатывать что-то в MODX!

Ссылка на код заготовки — github.com/bezumkin/mmx-app.
Ссылка на презентацию в Белграде — file.modx.pro/files/9/7/1/9710a725c5fd155ae6932ea37557f8b7.pdf.

Вопросы можно задавать в комментариях.

Обновлено 24.04.2024


Попробовал записать скринкаст по разработке

Василий Наумкин
23 апреля 2024, 06:16
modx.pro
2
840
+22

Комментарии: 6

Иван Бочкарев
23 апреля 2024, 08:57
+4
Как всегда, на уровне! Спасибо!

  • Очень интересно услышать как в целом прошла конференция?
  • Что интересно из докладов было?
  • Как твой новый предложенный метод восприняли слушатели?
  • Может есть какие новости по развитию MODX?
    Василий Наумкин
    23 апреля 2024, 10:17
    +5
    Всё прошло очень хорошо, парни из Sterc привезли с собой оператора, который всё заснял и зафотал. Сейчас это дело смонтируют и выпустят документалку, можно будет посмотреть.

    Новостей именно про развитие системы, кроме моего доклада, вроде и не было никаких. Разве что Sterc представили новый портал для поиска работы, связанной с MODX — www.workwithwander.com.

    Мой доклад прошёл очень хорошо, теперь самому интересно посмотреть, как это выглядело со стороны. Особенно народ оживился на словах о том, что можно нанимать сотрудников не из мира MODX, а с более широкого рынка современной PHP разработки.

    В общем, ждём документалку.
    Олег Захаров
    23 апреля 2024, 11:30
    +3
    Совершенно другой уровень разработки.
    Теперь придется переучиваться.
    Нужен новый туториал для разработки на новом подходе.
    Нужна новая документация.
    Примеры разработки сайтов на новом принципе.
    Т.к. пока многое не понятно.

    Спасибо персональное Василию за огромный вклад в развитие MODX.
      Василий Наумкин
      24 апреля 2024, 14:54
      +5
      Давай попробуем вот так — youtu.be/BbyfFDARgZU
        Александр Мельник
        30 апреля 2024, 11:26
        0
        Безусловно, видео со звуком в десятки раз информативнее, чем просто видео. Автору всегда кажется что то что он делает на экране, так очевидно, что ничего и комментировать не нужно. Но как правило, автор ошибается.
        За длинное видео со звуком спасибо.
        Есть много вещей, которые я не понял даже со звуком).

        — эта заготовка для создания ОДНОГО дополнения? Или можно в рамках одного сайта разработать сразу 5 несвязанных друг с другом дополнений?

        — это именно инструмент разработки ДОПОЛНЕНИЙ? Или же я могу так же удобно запустить сайт в докере, разработать нужный мне функционал, но не создавать никаких дополнений, а просто перенести весь код на сервер?

        — я плохо знаю modx 3 и может поэтому мне показалось, что дополнения «на уровне кода» очень слабо связаны с самим modx. Модель вы используете eloquent, контроллеры свои, визуализация своя, ну или скажем vue — шная. И мне показалось, что при таком подходе данные например из модели categories никто другой достать не сможет. Ведь есть что то подобное как modx->getService() и для modx3? Тоесть если захочется дотянутся до категорий извне вашего дополнения, то либо на уровне sql запросов или же создавать xml схему и модель, которую понимает modx и затем следить, чтобы модель eloquent и модель modx всегда были синхронизированы.

        — очень не хватило в видео (но я вижу в загловке видео написано — ПЕРВЫЙ урок, поэтому наверное будет второй и это отлично) показа php сниппета для отображения данных в публичной части. Можно предположить что там внутри чистый laravel, но непонятно какой шаблонизатор используется. Eloquent любит blade, modx имеет свой «квадратно скобочный» шаблонизатор. И если на уровне «админки» еще позволительно каждому разработчику делать что он хочет и как он хочет, то публичная часть в рамках одного сайта должна сохранять некую стандартизацию, а то одни разработчик для показа категорий сделает spa, страницы новостей будет рендерится на сервере и так далее.

        — наверное в следующих видео это станет очевидно, но уточню. Правильно я понял, что КОНЕЧНОЙ целью всех этих действия является получение отдельной директории с исходным кодом дополнения, которую можно взять под контрль версий, разместить на github, затем зарегистрировать репозиторий github как репозиторий composer и затем подключать этот код на сайт с modx через менеджер пакетов composer?
          Василий Наумкин
          30 апреля 2024, 11:46
          +3
          — эта заготовка для создания ОДНОГО дополнения?
          Да

          Или можно в рамках одного сайта разработать сразу 5 несвязанных друг с другом дополнений?
          Наверное можно, но я с трудом могу себе представить как кто-то зачем-то разрабатывает 5 несвязанных дополнений на одном сайте. Это же Docker — сделай 5 проектов и разрабыватывай независимо.

          — это именно инструмент разработки ДОПОЛНЕНИЙ? Или же я могу так же удобно запустить сайт в докере, разработать нужный мне функционал, но не создавать никаких дополнений, а просто перенести весь код на сервер?
          Кто ж тебе помешает?

          Придумано для дополнений, но можно делать и запускать целиком сайты в Docker со своим функционалом.

          Тоесть если захочется дотянутся до категорий извне вашего дополнения, то либо на уровне sql запросов или же создавать xml схему и модель, которую понимает modx и затем следить, чтобы модель eloquent и модель modx всегда были синхронизированы.
          В MODX 3 есть Composer с автозагрузкой, так что модели дополения доступны отовсюду. Можно просто создать сниппет и выбрать все категории вот так:

          $categories = \MMX\Super\Shop\Models\Category::query()->get()->toArray();
          
          return print_r($categories, true);

          непонятно какой шаблонизатор используется
          Это решает автор дополнения, никакого «шаблонизатора по умолчанию» нет.
      Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.
      6